Российский суэцкий канал и самая большая в мире статуя Ленина

Что посмотреть в Волгограде, если по городу вы погуляли и на Мамаев Курган съездили? Я решил посетить Волго-Донской канал и его шлюзы, что в 30 км южнее города и еще удивительный немецкий городок 18 (!) века, затерявшийся среди унылых советских девятиэтажек. Что до Волго-Донского канала, то это один из величайших гидротехнических проектов в бывшем СССР и в какой-то мере схож с Суэцким и Панамским каналам по своей протяженности.

И кроме того, пару лет здесь проработал мой дед в качестве инженера в конце сороковых годов. Деда я не застал, но от бабушки слышал, что еще тогда дед был шокирован тем, как обращались на строительстве с работягами (там работало порядка 100 тысяч заключенных пригнанных из ГУЛАГов, плюс столько же пленных немцев) и что десятки тысяч умерли из-за каторжного труда. И плюс, на выходе из канала в Волгу воздвигнута самая большая в мире статуя Ленина на громадном постаменте, высотой в 57 метров. В путь?

Нам нужен пригород Волгограда, который называется Сарепта, это 30 километров на юг по берегу Волги и между прочим, считается частью большого Волгограда. Огромный город, вытянувшийся суммарно почти на 50 километров по берегам реки, я даже не ожидал. Добираться до Сарепты можно либо маршруткой (их несколько), либо электричкой. Стоит одинаково, ехать те же 40−50 минут. Но я ни секунды не сомневался, выбирая электричку. Во-первых, трястись в переполненной Газели в сорокоградусную летнюю жару — удовольствие ниже среднего, а во-вторых в новых электричках нынче все цивильно и есть не только кондиционеры, но и туалеты. Одним словом, направился на пригородный вокзал и вот —

Купил в кассе билет, стоит 40 рублей. Мог и в автомате купить, просто не заметил их сходу. Добродушная кассирша посоветовала не брать сразу билет назад, мол, вдруг вам будет удобнее вернуться маршруткой. И она в чем-то была права, это удобнее в плане логистики, потом расскажу почему.

Собственно, вагон. Вы хотите сказать, что ехать в маршрутке удобнее?

И никого нет, пусто! Красота —

Я очень давно не ездил в электричках, наверное, лет десять. Помню чудовищные «лепиздрички» (так мы их прозвали) на Горьковском направлении, где иголке было негде упасть. Сидели, стояли, друг за друга держались. А эти переходы между вагонами, где вам кажется, что вы провалитесь прямо под колеса поезда. Это не говоря о том, что между вагонами народ любил справлять нужду и не только малую. Но оставим лирику. Теперь все абсолютно иначе и это радует —

За окном, между тем, тянутся заводы. Километры и десятки километров заводов, частично заброшенных, частично еще пыхтящих черным дымом. На высокие технологии пора переходить, дамы и господа.

Еще несколько остановок и я на месте. Интересно они название станции перевели Sudoverkh — «СудоверХ».

Мы конечно едем в Сарепту, но выходить надо не на станции Сарепта, а на Красноармейской, это следующая. Потом примерно два километра через обычный спальный район до канала и шлюзов. Причем, ваш путь будет пролегать через старинный немеций городок, так что скучно не будет. Предлагаю все же к немцам вернуться чуть позже, а пока посмотрим канал. Итак, канал по идее это закрытый и серьезно обьект. Пока я гулял по берегу канала и искал точку, с которой его сфотографировать, на меня даже успел с противоположного берега накричать охранник, типа нельзя фотографировать. При этом, местный народ по берегам канала спокойно рыбачит и даже предается страсти в кустах. Посему, реагировать на кричащего я не стал, спокойно выбрал ракурс, сделал все дела и пошел дальше. Это что касается канала как такового, а вот знаменитые «ворота» шлюза можно снимать абсоютно спокойно. Сюда даже можно с экскурсией попасть и погулять вокруг этих ворот. Но, если честно, то моя переписка с местным музеем Волго-Донского канала зашла в тупик. Они вроде бы вначале обещали пропустить внутрь, но потом пропали со связи. Погуляем самостоятельно —

Если кратко и доступно, то цель канала — соединить Каспийское море с Черным морем. Суда, загружавшиеся в Красноводске (теперь Тукрменбаши) и Баку могли подняться вверх по Волге мимо Астрахани и Волгограда и затем по каналу выйти в Дон и оттуда в Черное море. Плюс, крупные промышленные центры, тот же Волгоград, получили водный путь между Каспием и Черным морем. Сегодня все это не так актуально, как в начале XX века, когда канал начали строить. Нефть сегодня гоняют по трубопроводам, для товаров же есть разветвленная сеть железных и автомобильных дорог. Но, в определенной степени канал встребован и сегодня, хотя и скорее всего убыточен для государства. Тем более, что инфраструктура канала, созданная 70 лет назад начинает ветшать (обваливаются берега, засоряется сам канал и его надо регулярно чистить, устаревает оборудование на шлюзах), а для ее поддержания требуются значительные затраты.

Строить канал начали еще в тридцатых годах, но помешала Вторая мировая война. Лишь после победы в битве под Сталинградом (Волгоградом) работы возобновились. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов, а 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Канал имеет длину в 101 километр и выглядит так —

Вот тот снимок, за который на меня ругался дядька с противоположного берега. Кажется, я сфотографировал «секретный» обьект — электричку. Или все же старую баржу?

Волга она интересная река. Много заводей, островков больших и малых. Кой-где люди обустраиваются таким образом, это вроде бы гостиница с возможностями для рыбалки и прогулок на катерах и лодках —

Никогда не воспринимал Волгоград как место для пляжного отдыха, но пляжи тут отличные и их много —

А там вам целый романтический остров с песочком и возможностями поставить палатку, чем не Таиланд?

А еще Волга, в зависимости от сезона, может мелеть. И тогда образуется песчаная отмель, по которой вы по щиколотку в воде можете выйти без преувеличения на середину огромной реки, как эти ребята. Снято с максимальным приближением, а вообще от меня, стоящего на берегу и до этих людей около километра —

И стою я не где-то, а в тени колоссального Ленина, самого большого в мире. На полном серьезе, это самая большая статуя Ленина из всех, существующих на свете. Она имеет 57 метров в высоту (вместе с постаментом), возведена в 1973 году. Примечательно, что статуя была поднята на уже имевшийся постамент. Знаете, кого тут сменил Ленин? Правильно, до него тут стоял такой же огромный Сталин, но он был демонтирован в 1962 во время хрущовской оттепели и место было пусто еще десять лет.

Что не говорите, но это одно из чудес света. Со знаком минус, разумеется.

А за спиной у недоброго дедушки Ленина кипит жизнь, радостные горожане купаются в сорокоградусную жару в охлаждающих фонтанах. И стар и млад —

А теперь к вопросу о том, почему кассирша в Волгограде посоветовала не брать сходу обратный билет на электричку. Дело в том, что от станции Красноармейская (где я вышел) и до канала с памятником Ленина будет где-то три километра пешком. И чтобы вам поймать обратную электричку, придется также идти обратно, той же дорогой. От памятника Ленину отправляются маршрутки сразу в Волгоград, поэтому, если вы посмотрели все что хотели — самое время сесть и ехать. Вот только когда я увидел эту маршрутку, всякое желание на ней ехать пропало. Полная под завязку, духотища, на каждом углу остановки. Эдак я долго буду ехать и приеду в качестве варенного овоща.

Поэтому, предпочел неспешно прогуляться назад на станцию и по пути пообедал в приятной кафешке, чье название запамятовал. И теперь самое время вернуться к старинному немецкому городу, спрятавшемуся среди унылых советских девятиэтажек и хрущовок. Называется место Сарепта.

Началось все во времена очень стародавние. В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июля 1763 земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семей немцев-колонистов из Саксонии. В 1765 на правобережье ниже Царицына (Волгограда) образовалась небольшая немецкая колония Сарепта. Немцы развили бурную деятельность, создавали мануфактуры и поднимали сельское хозяйство. Сарепта была одним из самых прогрессивных и комфортных для жизни населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. В 1862 Сарепта имела 85 домов, пару церквей, чистые мощеные улицы, дощатые тротуары. Своего пика по населению поселок достиг в 1920 году, тут жили порядка четырех тысяч человек, преимущественно этнических немцев.

Затем начался стремительный упадок поселка, равно как и всех других немецких поселений Поволжья. Естественно, благодаря советской власти, котора начисто их разорила и ограбила. Немцы стремительно покидали эти места и к началу сталинского правления их тут практически не осталось. В годы Великой Отечественно войны из-за опесений, что Волгоград будет сдан немцам, оставшиеся несколько десятков жителей Сарепты немецкой национальности были отсюда депортированы в Сибирь, как потенциально нелояльные. Сарепта подвергалась бомбардировкам немецкой авиации и была в значительной степени разрушена. Сегодня сохранилось с десяток старых немецких домов, кирха, бывшая гостиница. Несколько зданий отреставрировали, но основная масса остается в удручающем состоянии. Кирха, меж тем, привлекает некоторое число местных литеран из потомков немцев, ну и незначительное количество туристов из Германии —

И все же, несмотря ни на что, место удивительное —

…и грустное —

А я еду назад, в Волгоград! И опять на электричке с кондиционером, что необходимо про местных сорока градусах в тени —

На вокзале заметил несколько таких «трамваев», как вам?